Лагерь, действительно, был интересный. Пожалуй, в этот раз он, действительно, оказался международным, так как примерно треть участников составляли люди не говорящие по-русски и в ход пошел иликчуань-инглиш и илицюань-рашн в комплекте с тарзаном. В результате, люди притворявшиеся, что они ничего не понимают по-русски и, соответственно, по-английски могли вести непринужденные диалоги и неплохо ориентировались в ситуации. Хотя, конечно, были и переводчики: официальные и добровольные. К тому же, в этот раз иностранные ученики и инструктора принимали участие в аттестации, что также несколько повлияло на ход событий.
Лично мне нисколько не мешало присутствие детей в лагере. Наоборот, семьи илицюань вызывают только положительные эмоции типа: "надо же кому-то так повезло". Родителям, конечно, непросто заниматься, но, все равно, они молодцы)
Утренние (пробуждающие) занятия вел, как и в предыдущие годы, шифу Александр Скалозуб, а остальные - лично шигун Чин Фансен. Основную тему лагеря он сформулировал так: "Изменяться, чтобы сохранять (нейтральность)" ( во сяком случае, это то, что мне удалось услышать.) "Мы хотим распознать центр структуры, чтобы из него действовать во всех направлениях" Соответственно, с этим были связаны все упражнения, включая медитационный ретрит - главное новшество этого лагеря. Упражнения каждый распознавал на своем уровне. Требовалось как всегда: услышать и увидеть задание, понять задание, выполнить упражнение, четко следуя инструкциям и не выдумывая ничего своего и при этом распознать в нем принципы и концепции.
. В этот раз шигун много внимания уделил упражнениям на распознавание 4 качеств в точке контакта и 3 зацеплений ( с остальными 4 и 5 тоже работали, разумеется).
О медитационном ретрите нужно сказать особо.
Лагерь в этом году многим показался коротким, потому что ретрит "отъел" у него три дня и закрытие лагеря состоялось сразу после аттестации. На следующий день. после беседы-инструктажа все замолчали.
В этот раз инструктаж был очень подробным. Шигун рассказал о нескольких последовательных процессах медитации, через которые мы должны пройти. Однако прохождение через них должно занять время и на деле мы должны были ограничиться первым процессом: течением вместе с дыханием на всем пути от ноздрей до дантянь и обратно. Некоторым, впрочем, за эти 3 дня удалось перейти ко второму процессу - наблюдению за дыханием на кончике носа (на ноздрях), но удержаться на нем, когда первый процесс недостаточно проработан достаточно сложно. Надо сказать, что и первого процесса в сочетании с безмолвием, отсутствием(по возможности) зрительного контакта ( записки, гримасы, призывные взгляды и улыбки, вращающие руки и т.д. использовать не рекомендовали), отсутствием часов и мозгопожирающей электроники, и непрерывным наблюдением дыхания - оказалось вполне достаточно для того, чтобы получить некий трудноописуемый опыт смещения внимания вовнутрь и как побочного эффекта - замедления времени. Давая задание на ретрит Чин Фансен сказал: "попробуйте не делать ничего, только наблюдайте дыхание и посмотрите, как отреагирует ваше сознание" (цитата по памяти). Оказалось, что непрерывное (более-менее) наблюдение за дыханием при минимизации внешних отвлекающих факторов дело вполне возможное. Труднее было выполнять в этом состоянии нейгун или формы. Однако эта практика плюс сами медитационные (ходячие-стоячие-сидячие-лежачие) часы отнимала достаточно много сил. В целом, этот ретрит оказался очень необычным и полезным опытом, хотя многим показалось, что если бы он прошел в начале лагеря, то качество занятий по вращающим рукам было бы иным и восприятие могло быть более глубоким.
Так что лагерь, как всегда, оказался очень серьезным опытом, новой вехой в практике - он ответил мне на многие вопросы, а также породил множество новых. Огромное спасибо шигуну Чин Фансену, шифу Александру Скалозубу, Даше Сергеевой, администраторам Наташе Козловой и Сергею Молодыке, а также нашему хранителю времени, вовремя щелкавшему своими деревяшками.