Тема: Випассана
Показать сообщение отдельно
  #37  
Старый 05.11.2009, 11:14
Аватар для VEB
VEB VEB вне форума
Senior Member
 
Регистрация: 25.11.2008
Адрес: Minsk, Belarus
Сообщения: 423
По умолчанию

Цитата:
Более чем уверен что концентрация на одном объекте, про концентрацию на многих если честно впервые слышу, пойду устрою ликбез посредством гугля
Я несколько уточню свое высказывание. Тут уже идет концентрация либо на нескольких объектах сразу, либо на различных свойствах/модальностях одного объекта - например, и визуальное восприятие, и аудиальное и т.п.

И таких примеров много. Например, 13 пунктов в ИЛЦ - это концентрация сразу на 13 точках, т.е. ближе к деконцентрации.

Или может быть одновременное слежение за многими звуками одновременно с равной интенсивностью. (ну и потом в той же мантра-йоге добираются до мантр, в которых одновременно слышат/следят за где-то 100 звуков сразу, да "99 имен Аллаха" - это из той же серии, одновременно удерживать во внимании звучание этих 99 имен, звучание внутренее уже имеется в виду).

С визуальными образами тоже масса вариантов. Это, например, может быть слежение просто за какими-то точками (например, мухи ), можно в поединке смотреть на центр груди человека, но одновременно видеть и руки и ноги. Можно во время тренировки (если вы ее ведете), пробовать одновременно видеть то, что делают 3-5-(и так далее, сколько можете) учеников. Еще масса вариантов в реальной жизни, например, у операторов различного оборудования (например, слежение за множеством датчиков в кабине самолета или на АЭС).

Цитата:
Кстати может Вам будет интересно, в Буддизме рассматриваются не пять а шесть органов чувств http://www.dhamma.ru/canon/mn148.htm
Да, спасибо за ссылку. В йоге тоже очень много работают с различными свойствами интеллекта/сознания, но обычно к органам чувств не причисляют.
Да и по правде говоря, в большинстве традиционных школ нет практик, направленных на работу со вкусами и запахами.
Некоторое время назад еще и с "научной" стороны вопроса подобрались к тому, почему большого смысла работать с запахами и вкусами большого смысла нет. Эти сенсорные модальности сформировались у наших древних предков так давно, что находятся в достаточно глубоких слоях мозга. Поэтому взять их под волевой контроль (лобные доли мозга) практически не реально. Т.е. мы не можем проложить необходимые мостки из нейронных связей до этих зон и так их развить, как мы можем это сделать с зонами, отвечающими за телесные ощущения (теменная зона), визуальные (затылочная) и аудиальные (височная).
Не думаю, что древние йоги, тантрики и буддисты ваджраяны(наиболее близкие традиции к йогическим) знали эти медицинские тонкости. Но тем не менее, за большое количество поколений практики они, похоже, выбрали только то, на что можно реально повлиять, а не просто добавить в систему для полноты картины.
__________________
I Liq Chuan в Беларуси - www.iliqchuan.by
Ответить с цитированием