I Liq Chuan International Fourm
 

Вернуться   I Liq Chuan International Fourm > Илицюань в России и русскоговорящих странах > Общий форум

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме
  #1  
Старый 06.09.2005, 15:52
Баюн Баюн вне форума
Senior Member
 
Регистрация: 02.12.2004
Сообщения: 332
Отправить сообщение для  Баюн с помощью ICQ
По умолчанию Пара слов о бесформенности.

Внешние стили, внутренние стили, форма или бесформенность?

Много раз слышал от разных людей «Знаешь, Дим, а техника то у вас есть. Если вашу парную работу наблюдать со стороны, то можно легко увидеть исполняемые одинаково различными людьми элементы. Как же тогда с вашими заявлениями о бесформенности стиля и отсутствии техники?».



Подумал я и решил написать пару слов на эту тему. Может и не совсем правильных, зато от чистого сердца. Потому как искренне так считаю.



Бесформенность, если мало мальски разобрать теорию илицюань это ментальный, а вовсе не физический принцип. То есть относится он к состоянию сознания бойца, а не к его физическим проявлениям. Да и вряд ли бесформенность, вернее её физическое выражение можно реализовать на практике. Тем более в бою. С точки зрения строения наших тел, существует не такое уж большое количество вариантов решения любой задачи, которую ставит противник перед вами в каждый момент времени. Оптимальных, приносящих наибольшую выгоду при этом и того меньше. И, в общем то поэтому количество траекторий движения вашего тела в бою, рук, ног, корпуса, при всём кажущемся многообразии выбора, в каждый момент не столь уж и велико. Беспорядочное (бесформенное внешне) движение в бою всегда будет вести к проигрышу. Да и сами мы немножко дальше ушли вперёд от одноклеточных и наше тело отнюдь не аморфно, а имеет в своей основе жёсткую структуру с ограниченными пределами подвижности в каждом суставе. Поэтому движения в илицюань подчиняются очень чётко расписанным правилам, принципам, которые отсекают возможность движения по самым глупым и неоптимальным траекториям.



Тогда в чём же заключается эта самая бесформенность и декларируемое школой отсутствие техники? В первую очередь в том, что в человека при обучении не закладывают жёсткие шаблоны соответствия изучаемых вариантов движений каким либо внешним обстоятельствам. Движения не изучаются в качестве "защиты от такого то типа атаки" или " атаки позволяющей обеспечить такой то поражающий эффект". Хотя обучаемому показывают какие то определённые, часто встречающиеся применения того или иного движения, наработка того или иного действия как заранее оговорённого приёма не производится. Это с одной стороны кажется не слишком разумным подходом, дескать, без доведённых до автоматизма умений атаки и защиты вам не на что будет положиться в критической ситуации. Но отсутствие наработки отдельных технических действий отнюдь не означает, что люди не тренируются вообще. Отработка отдельных техник в илицюань заменяется широчайшим спектром парных упражнений, помогающих ученику в развитии навыков слушания и чувствования противника. Причём большинство парных отработок имеют вид обоюдного противодействия. Оба партнёра в заданных рамках упражнения по мере возможности пытаются не дать друг другу выполнить поставленную задачу. Нет разделения на отрабатывающего приём и ассистента, который изначально считается проигравшим, выполняющего заранее известное отрабатывающему действие. Хотя есть и такие варианты отработки в илицюань, но их доля в процентном отношении от общего объема упражнений чрезвычайно мала. Такая методика приводит к тому, что обучаемого вынуждают "слушать" происходящее в каждую секунду и постоянно искать решение ситуации как будто "с нуля". У человека отбирают удобные подпорки-костыли готовых шаблонных решений, обычно дающиеся в виде "техник". Лишённый этих шаблонов человек вынужден постоянно искать правильное решение изменяющейся ситуации, постоянно переключаться с одного варианта на другой. Это учит человека всё время быть "в моменте" и изменяться с изменениями внешних обстоятельств. Вообще то путь наработки технических элементов на первом этапе обучения имеет куда больший КПД. Пока ученик илицюань медленно учится слушать движение противника (причём медленность отработки на первом этапе необходима, чтобы избежать наработки рефлекса вместо слушания) человек тренирующийся по "технической" методе уже будет готов решить на скорости и с использованием достаточно реальной силы нескольких стандартных ситуаций возникающих в бою. Но в конечном итоге вырабатываемые навыки слушания происходящего и умение изменяться с изменениями принесут свои плоды. С человеком, который научился этому, очень тяжело драться. Потому что практически некуда вклинить заранее наработанное действие. Потому что умеющий меняться постоянно трансформирует одно своё действие в другое, неразрывно и именно таким образом, который нужен в настоящий момент. И именно эта свобода изменений, трансформации любого выполняемого движения, по сути, и является той самой бесформенностью. Но между тем бесформенность эта покоится на жёстком костяке формы. Потому что сами действия в каждый момент всегда предельно точны, выверены и регламентированы определёнными правилами. Действие, совершаемое в какой либо отдельно взятый момент времени бойцом илицюань, можно вероятно назвать техникой. Но с определёнными оговорками. Эта "техника" получается у него не на основе аналогичного шаблона, запомненного путём многократных повторений и выстреливающего когда внешние условия примерно напоминают задачу, ставившуюся при наработке этого движения. Эту "технику" боец илицюань порождает заново, с нуля, руководствуясь внешними обстоятельствами и принципами, которыми он руководствуется для формирования конструкции своего тела, оптимальной для этих обстоятельств. И стоит внешней обстановке на йоту измениться, меняется и тело, подстраиваясь под внешнее изменение.



Заранее изученные формы замечательно позволяют решать ситуацию, когда она подходит под рамку шаблона формы. Но они не дают возможности полноценно изменяться с изменениями. "Выстрелив", техническая наработка делает из человека пусть мощную, пусть координированную и быструю, но всё таки машину, которая отрабатывает вложенную программу и не остановится пока последовательность действий не будет отработанна до конца. Различные школы рукопашного боя по разному решают эту задачу. Кто-то отказывается от многотактных связок, переходя на более простые "строительные кирпичики" в виде элементарных движений на один такт, кто-то включает в свою методику упражнения по слушанию силы противника и развитию чувствительности. Но в первом случае, какой бы короткой и быстрой не была отдельная техника, всё равно существует, пусть очень недолго, момент выполнения заданной программы. А упражнения на приклеивание и развитие чувствительности во многих практикующих их школах выводят на применение всё равно конкретных техник. То есть какой то момент конечность противника сопровождается, сила слушается, но выполняемое далее движение всё равно шаблонное, из заученного заранее набора. С ростом опыта, повышением мастерства, в любом стиле, у человека количество моментов, в которые он может прервать выполняемую технику и перейти на что либо другое неуклонно повышается. Неудавшийся удар кулаком прерывается на середине, сходу меняет траекторию на огибающую защиту, превращается в захват за возникшую на пути конечность и т.п. Но даже в этих случаях всё равно присутствуют какие то участки в движениях, которые человек выстреливает на автомате, не контролируя и не способен изменить то что он делает в этот момент по собственному желанию. Хотя, вероятно у настоящего мастера количество этих моментов изменения в конце концов возрастёт настолько, что они сольются вместе, дав полностью осознанное и контролируемое на всём протяжении действие. Илицюань даёт возможность иного пути. Этот стиль благодаря своей специфичной методе обучения позволяет работать совершенно осознанно и контролируемо. Конечно, скорость отработки при этом очень сильно замедляется, так как ни сознание ни тело на первых этапах обучения не готовы работать на полную мощность. Осознанно двигаться можно научиться только медленно, постепенно повышая силу и скорость движений, доводя их до реальной боевой. В какой то точке и внешний и внутренний методы обучения, на мой взгляд сходятся. Потому что цель одна, лишь методы её достижения различны.



Вот и всё что я могу сказать по этому поводу. (с) Форрест Гамп

Ответить с цитированием
  #2  
Старый 08.09.2005, 22:02
Knight Knight вне форума
Member
 
Регистрация: 27.07.2005
Сообщения: 40
По умолчанию Re: Пара слов о бесформенности.

Хорошая статья... [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img]



Когда начал заниматься в "Каноне" у меня тоже был момент, когда я пытался понять где-же бесформенность в этих нарабатываемых, многократными повторениями, движениях, многие из которых очень походят на приёмы... позвольте выставлю тут свои пять копеек в виде размышлений на эту тему. Поправьте, если мои мозги ушли куда-то не туда [img]images/smiley_icons/icon_cool.gif[/img]



Были разные аналогии, но как ни крутил, а приходил к одному выводу - форма телу нужна... Как можно реагировать на внешнее изменение если не известно, как можно изменяться, чтоб не смяться самому и не открыться, чтобы тебя закрыли другие? [img]images/smiley_icons/icon_lol.gif[/img] Поэтому вводятся понятия пределов и шара. Действительно, в илицюань все движения идут от шара... ведь это одна из самых подвижных, динамичных форм, довольно легко реагирующая на внешнее воздействие... но где-же бесформенность?



Как-то я представил этот шар, увеличил, сжал, превратил его в куб, потом в пирамиду, потом отпустил, он, поколбасившись как капля в невесомести, под действием внутренних сил и силы натяжения, вернулся к своей прежней сферической форме и замер в состоянии баланса... и до меня дошло, что бесформенно тут не тело, а сознание, оно, как воздух заполняет любую форму, какой-бы та ни была и достаточно равномерно... если надавить на шар пальцем в одном месте, то он сразу начнёт изменяться во всех своих точках и все эти изменения будут воздействовать и на сам раздражитель в точке контакта, т.е. ни одна часть тела не должна оставаться безучастной к вторжению... При этом сознание не должно выходить за пределы шара иначе это вызовет его деформацию, напряжение или он вообще сдуется, поэтому, "изображение на сетчатке, звук на перепонках, запах в носу, вкус на языке, ощущения на коже, мысли в голове, а не на Марсе" [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img] . Но шар может менять свои размеры, что тоже добавляет элемент бесформенности - при выпускании он может расширяться, при вбирании - сжиматься, а может и не изменять размеров, тогда будет изменяться твёрдость его поверхности, как будь-то его накачали, но жёсткость должна изменяться одновременно во всей поверхности иначе появяться местные зажимы и шар перестанет адекватно передавать изменения. Кстати, об изменении... оно возникает лишь в момент воздействия. Если воздействие есть, а изменения нет, то шар сдулся, боец ушёл из момента, возможно, чтобы подумать о том, что он сделает с противником в следующий момент... но успеет-ли он вернуться? Едва-ли... [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img] Если оно возникло раньше, то сознание вышло за форму и шар деформировался внутренними силами, возникло напряжение и нарушило внутренее равновесие - боеца снова унесли... [img]images/smiley_icons/icon_rolleyes.gif[/img]



Но ведь противником человека может быть не только человек с известными габаритами и пределами в движениях, это может быть и животное большое и маленькое, и машина, которая начала скатываться под угор, и ветер, и поток воды в реке, которую надо перейти... и, возможно, динамичный шар, изменяющийся во всех трёх плоскостях, не может быть оптимален везде. Там где надо принять статичное воздействие лишь в горизонтельной плоскости, можно раставить ноги пошире, запереть во фронтале бёдра и плечи, раскрыть руки вперёд упереться и стать кубом или изменить угол атаки и перевести горизонтальную силу потока в вертикальную плоскость и стать пирамидой, которую просто так не сдвинешь, т.к. любое воздействие на её верхние стороны лишь сильнее прижимает её к земле...



Может это и есть полная бесформенность? Когда бесформенное сознание присутствует во всём теле и которое, в свою очередь, может быть и подвижным, как шар, и несокрушимым, как скала... [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img]



Вот такое... ИМХО [img]images/smiley_icons/icon_rolleyes.gif[/img]
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 05.11.2005, 02:55
Knight Knight вне форума
Member
 
Регистрация: 27.07.2005
Сообщения: 40
По умолчанию Re: Пара слов о бесформенности.

Меня унесло... а никто и не поправил [img]images/smiley_icons/icon_confused.gif[/img]

Говорю сам... почти всё в моём предыдущем посте - муть [img]images/smiley_icons/icon_rolleyes.gif[/img]



Ну ладно... ещё мысль, по этому поводу [img]images/smiley_icons/icon_razz.gif[/img]

-------------------------------------------------------



Форма - это предопределённость, обусловленная зависимостью от внешних и внутренних факторов.



Отсюда следует, что степень бесформенности обратно пропорциональна количеству заложенных предопределённостей и зависимостей, т.е. чем их меньше, тем бесформенность выше... и наоборот, чем больше зависимостей, тем больше предопределены действия человека...



-------------------------------------------------------



Если можете это развить, пожалуйста... я добавлю позже, т.к. ещё сам до конца не осознал все грани этой фразы [img]images/smiley_icons/icon_biggrin.gif[/img]
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 05.11.2005, 02:56
Knight Knight вне форума
Member
 
Регистрация: 27.07.2005
Сообщения: 40
По умолчанию Re: Пара слов о бесформенности.

Ну что ж... начну сам [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img]

---



Что это за факторы-зависимости и что они предопределяют...



Сознание:

> шаблонность мышления - вспоминание прошлого опыта, планирование будущих действий, наработка автоматизма, подстройка ситуации под шаблон.



> быстродействие мыслительных процессов - если человек тормоз, то ему уже ничего не поможет. Как и предыдущее вызывает потерю присутствия в моменте и возможности изменяться с изменениями.



> широта восприятия - надо осознавать мир таким, какой он есть, т.к. при осознании обстановки по частям теряется адекватность.



Тело:

> силы природы - "рождённый ползать"... и всё такое [img]images/smiley_icons/icon_rolleyes.gif[/img]. Тут всё предопределено, так пусть лучше они будут союзниками, чем противниками. Кажется всё просто, надо лишь научиться их чувствовать, но как же это сложно [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img]



> пределы - определяют рамки и уровни на которых может действовать человек без потери контроля и у каждого они свои [img]images/smiley_icons/icon_cool.gif[/img]



---

Пока всё... пока все другие мысли приводяться к вышеописанным... [img]images/smiley_icons/icon_smile.gif[/img]

Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Ваши права в разделе
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT +3, время: 21:46.


vBulletin v3.7.2, Copyright ©2000-2020, Jelsoft Enterprises Ltd.
Русский перевод: zCarot, Vovan & Co