KALAMA SUTTA







Межрегиональная Федерация Илицюань
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 

«Илицюань – бой с самим собой» (интервью с Александром Скалозубом). Журнал «Бум! Бумеранг»

август 2007

Есть люди, которые точно знают, что наши физические возможности зависят не столько от накачанных мышц, сколько от работы нашего сознания. таков Александр Скалозуб, президент Межрегиональной Федерации Илицюань, представитель третьего поколения семьи, хранящей традиции китайской системы самозащиты. Вот, что он рассказал о ней в эксклюзивном интервью корреспонденту "БУМа".

«БУМ»: Систему Илицюань называют то стилем ушу, то стилем кунг-фу... Как правильно?
– Ушу, если дословно переводить с китайского, – это «воинские искусства» в целом. Когда две армии сходятся и выясняют между собой отношения – это тоже ушу, хотя сейчас так прежде всего называют традиционные искусства рукопашного или вооруженного боя. А термин кунг-фу, как говорят на Западе, родился из китайского слова «гунфу» («свободное время», «время, затраченное на что-то»). Вроде бы на первый взгляд оно никак не связано с боевыми искусствами. Но если вы какому-то делу посвящаете значительную часть своего времени, вы становитесь мастером в той или иной области. «Гунфу» – это определенное достижение. Например, в тех же боевых искусствах. То есть Илицюань имеет непосредственное отношение и к ушу, и к гунфу. В основе этого стиля – секретное боевое искусство, которое кочевники использовали для самозащиты на дорогах. Его название можно перевести как «кулак сознания, направляющего силу».
«БУМ»: Насколько востребованы в России китайские боевые искусства?
– Моего учителя Чин Фансёна, сына создателя Илицюань – Чин Ликюна, в одном интервью спросили: «Илицюань – это традиционное китайское боевое искусство?» И он ответил: «Нет, это искусство человека». То есть данный стиль – просто один из способов саморазвития, он не привязан именно к китайской традиции. Сейчас это боевое искусство практикуют в Малайзии, Японии, США, Австралии, в России и русскоязычных странах…
«БУМ»:  Илицюань – это ведь определенная философия. Трудно ли постичь её?
– Для того, чтобы понять суть Илицюань и научиться пользоваться скрытыми ресурсами своего тела, не нужно читать тысячу книг и пытаться извлечь из них какое-то зерно истины. Это «зерно» уже заложено в каждом из нас. Но вы можете о нем и не вспоминать, а можете его посадить, поливать, удобрять, защищать от сорняков – и тогда непременно будут всходы.
«БУМ»: А как происходит «полив»? За счет определенных упражнений?
– Я бы не назвал упражнения «поливом». В традиции Илицюань это, скорее, термометр, который показывает температуру воздуха или почвы, или лакмусовая бумажка, помогающая определить состав почвы. Потому что по большому счету упражнения Илицюань ничего не развивают… или, точнее, ничего не тренируют. Это инструмент исследования себя. Они чрезвычайно просты. Но понять их смысл поможет только учитель, мастер.
«БУМ»: А самостоятельная работа ничего не даст? Почему?
– Стили китайского ушу знакомят нас с такими явлениями, которых никогда не было в нашей жизни – без всякого преувеличения. Нам могут описать их словами, и мы будем уверены, что поняли, о чем идет речь. До тех пор, пока с этим не познакомимся вживую. Вы же не можете почувствовать, что такие жизнь в Арктике. Да, вы можете представить себе заснеженные пространства, но вы когда-нибудь ощущали –80? И вот эти –80 могут разрушить все ваши представления об Арктике. Так в данном случае – мы знакомимся с неведомым. Это не значит – с чем-то невероятным, необычным. На самом деле методика «взращивания зерна» – очень простая. Закопал зерно в землю – и дальше поливай его водой и удаляй сорняки. А теперь попробуйте самостоятельно стать фермером! Хватит ли вам этих знаний? Выяснится, что их недостаточно: и погода ведет себя кое-как, и стадо какое-нибудь может посев вытоптать… А учитель подскажет, как сделать, чтобы этого не случилось.
«БУМ»: В Илицюань физические упражнения могут одновременно развивать сознание. Как это происходит?
– Простейший пример. Если вы делаете приседания, вы можете, с одной стороны, упражнять мышцы ног, с другой – тренировать волю. Укрепляя мышцы, вы сегодня приседаете сто раз, завтра – сто десять, послезавтра – сто двадцать. Укрепляя волю, вы можете себе сказать: я буду сегодня приседать в одном и том же темпе до заката. И это станет упражнением уже духовным. Будет сложно преодолеть искушение и не сказать себе: а, ладно, хватит на сегодня.
«БУМ»: Насколько я знаю, в Илицюань нет каких-то отдельных приемов борьбы… А на чем тогда строится система самозащиты?
– Настоящий мастер побеждает не за счет того, что он выучил на один прием больше. Он просто знает все движения противника заранее. Это не телепатия, не ясновидение, а более тонкое восприятие, умение постоянно прислушиваться к своим ощущениям.
«БУМ»: Но насколько быстро человек может воспринимать все, что происходит вокруг?
– Мне в свое время доводилось читать воспоминания фронтовиков. В стрессовой ситуации люди могут, например, увидеть словно в замедленной съемке, как летит снаряд, как он зарывается в землю, как она начинает дыбиться и появляются языки пламени – и, поняв, куда будет направлена взрывная волна, они успевают укрыться. Вы видели когда-нибудь взрыв снаряда? Наверняка, хотя бы в кино. И знаете, что это «бум» – и все. Но сознание человека может «точечно» воспринимать время – и действовать в зависимости от информации, полученной от всех органов чувств.
«БУМ»: То есть все дело в хорошей реакции?
– Нет, реагировать можно лишь на то, что уже произошло – а значит, вы всегда будете опаздывать. Чуть больше или чуть меньше. Пока информация по нервным окончаниям информация поступит в мозг, пока он ее обработает и даст сигнал мышцам, уже пройдет какое-то время, и противник успеет вас опередить. А мы учимся меняться вместе с любыми изменениями, чувствовать их каждой клеточкой – подобные навыки и в экстремальной ситуации пригодятся, и в повседневной жизни.
«БУМ»: Наверное, сложно их освоить?
– Поначалу – непросто. Но вы когда-нибудь наблюдали, как самолет боком, как будто слегка накренившись, заходит на посадку? Мы, когда видим это со стороны, думаем: ой, как страшно, как опасно, он же сейчас разобьется! А на самом деле ничего подобного, просто у нас и у пилотов разные точки отсчета: относительно земли самолет действительно движется боком, а в воздушном потоке он летит так, как и должен лететь. Так и мы пытаемся двигаться в потоке изменяющихся явлений – вместе с ними. Это самый оптимальный путь.

Катерина СКОБЕЛЕВА

 

 


«ИЛИЦЮАНЬ – искусство жизни».  Журнал «Aquatoria of life. Жизнь по законам красоты и здоровья».

Июнь-август//2007

 

«Кулак сознания, направляющего силу» – так можно перевести с китайского слово «Илицюань». Это эффективная система самообороны, основанная на стремлении к внутренней гармонии – физической и духовной – и понимании того, как психика и тело влияют друг на друга.

ГЛАВНОЕ - РЕЛАКСАЦИЯ

Создатель стиля Илицюань – мастер Чин Ликюн – долгое время изучал секретное боевое искусство, которое кочевники использовали для самозащиты на дорогах и охраны караванов. Он выделил определенные движения, соответствующие структуре и природе человеческого тела. Именно они стали основой для упражнений, развивающих пластику, укрепляющих сухожилия... и обладающих рядом весьма полезных «эффектов»: благодаря занятиям Илицюань повышается работоспособность, улучшается самочувствие, сон становится полноценным...  За счет чего все это происходит?

Основа Илицюань – в первую очередь, релаксационные процессы организма. С ними приходится работать в каждом упражнении. Если тело расслаблено, то кровь и лимфа циркулируют свободно. Хорошо идет обмен веществ, активизируется эндокринная система – и, соответственно, повышается иммунитет. Кроме того, не возникает никаких мышечных зажимов, которые искривляют тело. До поры до времени человек и в «перекошенном» состоянии чувствует себя комфортно – до 40-50 лет, а потом дают о себе знать хронические заболевания, которые он копил всю жизнь, не обращая на них внимания. Благодаря Илицюань эти недуги можно предотвратить.

Релаксация – постоянный процесс: нельзя расслабиться «раз и навсегда». Он происходит соответственно циклическому движению энергий Инь и Ян. «Иньские» части тела (живот, грудь, лицо, внутренние поверхности рук и ног) являются «мягкими» и обладают свойствами вбирания энергии. Их мышцы – «сгибатели». Янские части тела (спина, шея, затылок, внешние стороны рук и ног) расширяются, словно растягиваясь во всех направлениях. Это «разгибатели». При выполнении всех упражнений, как статичных, так и динамичных, твердость гармонично переходит в мягкость и наоборот – за счет попеременного сокращения и вытягивания мышц.

ЧЕТЫРЕ ЕДИНСТВА
Разумеется, расслабление – это всего-навсего первый шаг. Далее нужно освоить, что во всех действиях, которые мы осуществляем, должны присутствовать «четыре единства»: движение порождает ощущение, ощущение привлекает внимание, а где внимание – там энергия. Что это означает? Нельзя просто автоматически чем-то заниматься – тренироваться в спортзале, принимать пищу, идти по улице. Нужно всегда прислушиваться к своим ощущениям, что бы вы ни делали. А для этого – направлять внимание на все органы чувств и осознавать информацию, которая поступает от них, – запахи, прикосновения, звуки... Благодаря этому жизнь становится более полноценной. Вы начинаете замечать то, что прежде от вас ускользало, видеть причинно-следственные связи событий, взаимодействовать с окружающим миром… и собственным организмом, открывая в себе скрытые запасы энергии.

ОТ ПРОСТОГО К ГЛАВНОМУ
Упражнения Илицюань – это не тренировка мышц, а инструмент исследования своего тела. Все они чрезвычайно просты. Например, одно из важных, характерных для Илицюань упражнений – стойка «чжан-чжуан» (в переводе в китайского – «стоячая свая»). Иногда ее называют «столб». Длительное время – минут сорок – нужно стоять неподвижно в определенном положении. Тяжело? Конечно, тяжело. Но именно поэтому тело постепенно само выравнивается: правильно выстраиваются суставы, правильно натягиваются сухожилия. Происходит внутренний процесс саморегуляции. Со временем он станет осознаваемым. Точно так же и другие упражнения нацелены на то, чтобы человек почувствовал оптимальный баланс своих сил, научился координировать движения, понял, какое из них является естественным, а какое – нет.

В парных тренировках тоже важна работа не только тела, но и сознания. В Илицюань нет каких-то конкретных приемов борьбы, которые следует четко затвердить. В поединке ситуация меняется за долю мгновения, и если вы будете думать, какой прием нужно применить в данном случае, то проиграете. Хорошая реакция тоже не гарантирует победы: ведь реагировать вы можете лишь на то, что уже произошло – а значит, всегда будете действовать с некоторым опозданием, после противника. Пока информация по нервным окончаниям информация поступит в мозг, пока он ее обработает и даст сигнал мышцам, пройдет какое-то время… И оно будет безнадежно упущено.

В поединке некогда рассуждать и оценивать. Можно только наблюдать и чувствовать, что происходит, отбросив привычки, ожидания, размышления. Один из главных принципов Илицюань гласит: «изменяйся с изменениями», учись чувствовать их каждой клеточкой тела, двигаться вместе с ними, как самолет движется в воздушном потоке. Всегда пребывая в настоящем моменте, вы ничего не упустите. А прислушиваясь к собственным ощущениям, научитесь распознавать механизм движения тела – как своего, так и чужого.

Например, с первого же занятия осваивается упражнение «липкие руки». Это умение «приклеиваться» к противнику, чтобы через точку контакта можно было контролировать его действия, заранее их угадывать и даже управлять ими. Для этого не нужно быть ясновидящим, обладать телепатическими способностями. Касаясь рук или тела партнера, занимающийся Илицюань мгновенно понимает, какой удар тот собирается нанести или какой прием применить, где лежат границы его центра тяжести. Это позволяет перенаправить силу нападающего, вывести его из равновесия и уже тогда применить поражающую технику, будь то толчок, бросок или удар.

В одном древнем трактате о боевых искусствах говорится: «Противник меня не знает, а я его знаю. Он недвижим – и я недвижим. Он двинулся – я двинулся прежде него». Именно этому учит Илицюань – чутко реагировать на любые изменения. И подобные навыки пригодятся человеку не только в экстремальной ситуации, но и в повседневности. Главное – постоянно быть открытым для всего, что происходит вокруг, видеть все вещи такими, какие они есть в действительности, чувствовать свою внутреннюю энергию. И тогда Илицюань подарит вам умение жить полноценной жизнью – здесь и сейчас.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Валентинович Скалозуб – президент Межрегиональной Федерации Илицюань, личный ученик сына патриарха стиля Чин Ликюна – мастера Чин Фансёна, носитель традиции в 3-м поколении.

«В Илицюань есть упражнения, которые дают определенные навыки, необходимые в боевых искусствах, но одновременно они обладают оздоровительным эффектом – за счет координации движений, дыхательной гимнастики, обращения к скрытым ресурсам организма. Для того, чтобы в полной мере изучать Илицюань, нужно быть достаточно зрелым человеком, поскольку мы тренируем не мускулы, а прежде всего сознание. Но каких-то четких возрастных ограничений для занятий не существует: развивать внутреннюю энергию можно с юности до самых преклонных лет. Главное – делать это под руководством мастера, учителя, который знает, какой результат должны давать определенные упражнения, и покажет вам, как правильно прислушиваться к собственному телу, управлять обменными процессами, чувствовать внутри себя любые дисбалансы и осознанно восстанавливать утраченную гармонию».

 

Катерина Скобелева


Открытие фестиваля «Очаровательный Кундун»

Агентство «Жэньминь Ван», отделение «Окно в Ганьсу», г. Пинлян, 9 августа.

 

Сегодня во второй половине дня прекрасная гора Кундун была окутана облаками и туманом. Под моросящим дождем прошла церемония открытия Всекитайских показательных выступлений по ушу-саньда и Кундунского фестиваля культурного туризма «Очаровательный Кундун».

Церемонию открытия вела секретарь райкома района Кундун г-жа Ян Цзюнь. Заместитель мэра г. Пинлян Дэн Сяолун и глава района Кундун Мэн Сяоцзинь выступили с приветственным словам перед прибывшими туристами. Зампред Собрания Народных Представителей провинции Ганьсу г-н Дин Цзэшэн и секретарь горкома г. Пинлян г-н Ма Сюэцзюнь открыли Кундунское общество исследования ушу.

Затем происходила демонстрация боевых искусств. Выступавшие - представитель 11-го поколения школы Кундунпай мастер Хуа Уъин, инструктор Илицюань из США, инструктора Илицюань из России Александр и Дарья (Дан Ли), а также ученики школы Кундунского ушу подарили зрителям выдающиеся, яркое и одухотворенное представление боевого искусства.

Перевод Виктора Башкеева, оригинальная статья.

Открытие фестиваля «Очаровательный Кундун»
Секретарь райкома района Кундун г-жа Ян Цзюнь ведет церемонию открытия
Приветственное слово главы района Кундун г-на Мэн Сяоцзиня
Приветственное слово заместителя мэра города Пинлян г-на Дэн Сяолуна
Секретарь горкома г. Пинлян г-н Ма Сюэцзюнь и зампред Собрания Народных Представителей провинции Ганьсу г-н Дин Цзэшэн с табличкой Кундунского общества исследования ушу
Демонстрация Кундунского ушу
Друзья из России демонстрируют Илицюань
Представитель 11-го поколения школы Кундунпай мастер Хуа Уъин демонстрирует Таохуашань – «Веер цветков персика»
Зрители внимательно наблюдают за демонстрацией ушу

Фотографии с Кундунского фестиваля культурного туризма

13 августа, «Чжунго Ганьсу Ван»

 

Перевод Виктора Башкеева, оригинальная статья.

 

Гора Кундун. Выступают инструктора Илицюань из России
Инструктор Илицюань из России (слева)
Инструктора Илицюань и даосский монах

Китайская грамота. Газета "Вечерний Гродно".

31.01.2007 г. 


Как репортер «Вечёрки» постигала илицюань  в Москве
Мы спали по шесть часов, молчали и делали только то, что скажут. Это стало обязательными условиями тренинга, в котором приняли участие гродненские ученики школы китайского боевого искусства илицюань.

На двух континентах
Тренинг, который называют ретритом, под девизом «DON’T TALK/JUST SPIN» прошел в Москве в клубе Ассоциации исследований воинских традиций «Канон». Вел занятия президент Российской ассоциации илицюань шифу (мастер) Александр Скалозуб. У него собрались столичные ученики и адепты из Вологды. По такой форме российский филиал работал впервые.
В это же время в США шигун Чин Фансён, сын патриарха стиля, проводил такое же занятие по илицюань для своих учеников, которые приехали в его американский дом со всех частей света.

Красные фонари, китаянка и генерал
Когда я вошла в зал, внимание привлекли фотографии, рассказывающие о мастерах школы и ее учениках. Это место москвичи называют алтарем в честь школы. Рядом на стенке – дипломы. Легкий шорох отвлек внимание. Под потолком в едва заметных потоках воздуха покачивались красные китайские фонари, фоном шла музыка Оливера Шанти.
Дверь за спиной вела в чайную комнату. Там обычно пьют чай на специальной китайской мебели из пиал по традиционному ритуалу. Национальный колорит усиливали куклы ручной работы: китаянка и генерал.

Илицюань нон-стоп
Перед началом тренинга нам напомнили о жестких условиях. Все подписали документ, подтверждающий добровольное участие и готовность выдержать испытание: полное погружение нон-стоп в стиль илицюань, 48 часов за три дня непрерывного пребывания в атмосфере обучения боевому искусству, из них – 20,5 часа упражнений в паре. Внешне это выглядит примерно так: два партнера стоят лицом друг к другу и пытаются повторить заданные мастером движения рук и тела. Но на самом деле при кратковременном контакте адепты взаимодействуют с внутренней энергией друг друга. Направляя поток Ци, ученик школы может, не прилагая физических усилий, вывести противника из равновесия.
В первый день стало немного страшно. Когда увидела здоровых мужчин, возникла мысль: «За три дня меня или сотрут в порошок, или я постигну суть традиции». В разных упражнениях нужно было контролировать руки оппонента. Работали то во всю силу, то на уровне легкого соприкосновения с кожей. Легкость оказалась более утомительной. «Большие» мужчины истекали потом, меняли вымокшие майки. Им тяжело было совладать со своей мышечной массой. Некоторые остались со стертыми руками, с ушибами и опухлостями. Девушки выдержали испытание легче. Не скрою, даже я, ученик невысокого уровня, смогла достойно противостоять почти стокилограммовому оппоненту.
По словам одного из организаторов, обладательницы золотых медалей в чемпионатах Европы Даши Сергеевой, на тренингах такого рода происходит погружение в боевое искусство, в свой внутренний мир. Осознание этого появляется уже во время занятий. На обычных тренировках мы улавливаем суть упражнений головой. Тело не успевает освоить движения. В некоторых ситуациях неправильное положение пальца может обречь на поражение. Ретрит позволяет «отключить» лишние мысли и заставить организм думать самостоятельно в каждый момент соприкосновения с противником.

«Побочный» эффект
Далеко не все участники изначально были настроены на боевое применение илицюань. Некоторые искали в искусстве способы оздоровления. Шифу Александр Скалозуб отметил, что специфическая мышечная работа заставляет включаться в работу легкие, диафрагму, желудочно-кишечный тракт. Вместе с этим проводится массаж внутренних органов, печени, желудка, селезенки. Брюшное дыхание во время цигун способствует активной циркуляции лимфотока, а движение, построенное по круговым траекториям, включает в работу весь опорно-двигательный аппарат.
После тренинга усталость не ощущалась. Даже неблизкая дорога домой пролетела быстро. В организме появилось нечто, связывающее все части тела воедино.
После окончания некоторые ученики получили сертификаты участия, другие, в том числе и глава Белорусской ассоциации илицюань Александр Волоткевич, – паспорт илицюань с отметками участия в семинарах, ретритах, повышения уровня мастерства.


Алёна ПРОНСКАЯ

Оригинал статьи


Сила в гармонии. Газета "Вечерний Гродно".

Китайское боевое искусство в Гродно

На последнем семинаре в Москве наш земляк Александр Волоткевич получил инструкторский сертификат первой степени по китайскому боевому искусству Илицюань. Только в Гродно практикуют одно из самых загадочных направлений китайского боевого искусства.

 «Мой отец Чин Лик Кён – патриарх Илицюань, изучал премудрости стиля у шифу Ли Кам Чоу в Малайзии и у своего отца. Тогда оно называлось Синьи-багуа. Считается, что оно пришло с гор Удан. Это было секретное боевое искусство, которое кочевые кланы использовали для самозащиты на дорогах и для охраны караванов. Илицюань, искусство сознания и силы, – это семейный стиль, секрет которого долго и тщательно охранялся», – рассказывает на семинарах, проходящих на разных континентах, Шигун Чин Фансён.

Семинары в Москве – возможность для представителей постсоветского пространства познавать глубинное боевое искусство при непосредственном общении с мастерами стиля. Александр Волоткевич их постоянный участник. Знакомство со столичными мастерами завел по Интернету.
Глава Российской ассоциации Илицюань Александр Скалозуб пригласил его на занятия своего учителя Шигуна Чин Фансёна в Москву.

Александр Волоткевич рассказывает, что на последнем семинаре присутствовали два гранд-мастера. Оба победители чемпионата Юго-Восточной Азии по боям без правил, которые ввиду жесткости и травматичности запретили. Они выигрывали многочисленные турниры по муай-тай. Там же встретил знакомых и не знакомых бойцов других стилей: кинозвезду современного кунг-фу Джамала Аджигирея, известного по фильму «Удар лотоса», послушника шаолинского монастыря в 34 поколении А.Ковгана, бойцов направления Дхарма Марга (школа боевой йоги) и многих других. Парная работа сними – серьезная практика.

Об учителях земляк рассказывает, что бойцов класса Чин Фансёна и Александра Скалозуба можно увидеть редко. Чин Фансёну все равно, с кем работать. Рост, вес, боевой опыт не имеют значения. Он просто играет оппонентами. А партнерами главы Российской ассоциации Илюцюань выступают чемпионы Европы по боям без правил, специалисты по грязному боксу, мастера разных стилей боевых искусств. На вопрос, как достичь такого уровня мастерства, Александр Волоткевич отвечает: «Главное – осознанность, присутствие в настоящем моменте, чувство баланса, внутреннее гармоничное состояние. И практика, практика…»

Алёна ПРОНСКАЯ

Оригинал статьи





© 2002-2015 ОИВТ «КАНОН», тел. (495) 729-30-70, +7 905 711-50-11, email: info@iliqchuan.ru
Адрес клуба: Москва, ул. Коцюбинского, д.9, к.2

Дизайн: Сергей Соколов
Программирование и техническая поддержка: «TYPO3 Лаборатория»